Как изменить категорию земельного участка?

Если вы владеете земельным участком, важно определить его категорию. От этого зависит, что именно можно делать с землей. По действующему законодательству, участок может быть предназначен для сельскохозяйственных работ, социального назначения, промышленных целей или населенных пунктов.

Изменить категорию земельного участка можно далеко не всегда. Этой процедуре подлежат только земли населенных пунктов и сельскохозяйственного назначения. На таких участках можно возвести дом, подключить необходимые коммуникации и в целом обеспечить комфортную жизнь.

В этой статье мы подробнее расскажем, какие существуют категории, как проходит процедура изменения статуса и какие документы собственник должен собрать, а также — в каких случаях в изменении категории могут отказать.

Какие категории земельных участков существуют?

Законодательство определяет категорию участка в зависимости от того, как его используют и для чего он предназначен. Закон выделяет следующие категории:

  1. Индивидуальное жилищное строительство

    На участке такой категории можно построить дом и оформить в нем официальную регистрацию.

  2. Сельскохозяйственные земли

    К этой категории относятся участки, которые расположены вне населенных пунктов и предназначены для нужд сельского хозяйства.

  3. Промышленные земли

    Это земли, которые непригодны для ведения сельского хозяйства или постоянного проживания граждан, они предназначены исключительно для работы предприятий.

  4. Охранные зоны

    Это участки, на которые наложены определенные ограничения из-за объектов, которые на них находятся: например, трубопроводов, объектов электросетевого хозяйства, линий сооружений и связи.

  5. Лесное хозяйство

    Это земли, которые входят в лесной фонд.

Кроме этих категорий выделяются участки, предназначенные для обеспечения безопасности, строительства дорог, космической деятельности и т.п. Также существуют земельные участки запаса.

Как проходит процедура изменения категории участка

Изменить категорию земельного участка можно только после получения соответствующего разрешения от органов местного самоуправления. В случае, если вас интересует участок сельскохозяйственного назначения, обращаться придется в исполнительные органы.

Порядок действий для изменения категории земли следующий:

  1. Подготовка необходимых документов
  2. Обращение в уполномоченный орган
  3. Получение ответа от представителей государственной структуры

Обращение собственника рассматривается специальной комиссией. Вне зависимости от принятого решения, вас о нем уведомят. В случае, если категорию участка разрешат изменить, в кадастровую документацию внесут изменения.

Важно обратить внимание, что для проведения процедуры у земельного участка должны быть четко определенные границы. Если их нет, то перед подачей заявления нужно пригласить специалиста и провести межевание.

Чтобы органы приняли положительное решение, важно подать все необходимые документы и предоставить основания для изменения категории участка. Все основания должны быть задокументированы.

Кто может изменить категорию земельного участка?

Мы уже упоминали, что разрешение на изменение категории земельного участка выдает специальная комиссия. А подать заявление на внесение изменений могут:

  1. Владельцы земельных участков (в этом случае важно подтвердить право собственности выпиской из ЕГРН)
  2. Уполномоченные лица из органов местного самоуправления
  3. Хозяева построек, расположенных на земельном участке.

Также правом обратиться по этому вопросу обладают пользователи подземными недрами, в этом случае во внимание берут конкретную территорию.

Куда нужно обращаться?

Категорию земельного участка можно установить либо самостоятельно, либо с помощью кадастрового инженера. Специалисты рекомендуют обращаться к специалисту по землеустройству — он поможет подготовить заявление на изменение вида разрешенного использования, а также предоставит копию документа градостроительного зонирования.

Необходимые документы направляют в кадастровую палату. При положительном решении, там же вносят изменения в документацию.

Если вы хотите лично участвовать в процессе подготовки, сбора и подачи документов, вам нужно подтвердить свое право собственности. Это можно сделать с помощью выписки из ЕГРН. Документы нужно будет подавать через МФЦ.

Какие документы нужны?

Для того, чтобы подать заявление на изменение категории ЗУ нужны паспорт и выписка из ЕГРН.

Если участок находится в собственности у нескольких человек, нужно получить согласие каждого из них. Также в некоторых случаях может потребоваться разрешение экологической службы.

Срок рассмотрения заявления может составлять до двух месяцев.

Стоимость процедуры

Изменить категорию земельного участка без вложений не получится. Несмотря на то, что сама процедура бесплатна, при изменении статуса земельного участка изменится и сумма налога на него.

Сроки процедуры

Как мы уже писали выше, комиссия может рассматривать ваше заявление до двух месяцев. За это время оно пройдет различные инстанции:

  • Регистрация обращения займет один день
  • Пять дней займет уведомление органа кадастрового учета — в случае, если будет принято положительное решение
  • В течение двух недель заявителю отправят уведомление

Если же земельный участок находится в ведении Российской Федерации, к сроку можно добавить еще один месяц.

В каких случаях могут отказать во внесении изменений?

В ряде случаев заявитель может получить отказ:

  • Не вся необходимая документация была предоставлена
  • Федеральное законодательство не позволяет внести изменения
  • Заявитель получил не все необходимые согласования
  • В поданной документации была допущена ошибка
  • Экологическая экспертиза дала отказ

Кроме того, отказ будет получен, если земли можно использовать только в конкретной сфере.

Также проблемы могут возникнуть, если в документах вообще не прописана категория участка — тогда в БТИ нужно запросить соответствующую информацию.

При получении отказа, изучите причину — возможно, дело в том, что был подан неполный пакет документов. В таком случае ходатайство можно подать заново, собрав все необходимые бумаги.

Напомним, что один из основных документов, который понадобится вам, чтобы подать заявление — это отчет из ЕГРН. Быстро и удобно его можно получить тут:

Заказать отчет онлайн
np_add_2650318_000000 Group 13 Star 2 Copy np_loading_449435_000000